вернуться назад

Статьи

О цигун

Цигун – дословный перевод – работа с дыханием. Ци – энергия, дыхание, воздух; гун – работа. Сам термин впервые появился в 1934 г:

«в 1934 в клинике г. Ханчжоу (杭州hángzhōu) была опубликована книга Дун Хао (董浩dǒng hào) о методах лечения и профилактики легочного туберкулеза «肺痨病特殊疗养法—气功疗法», где был впервые применен новый термин – «цигунотерапия» как перевод термина западной медицины «пневматерапия», или просто – дыхательная гимнастика, так как одно из множества значений иероглифа «ци» (气qì или 氣 в полном написании, или 炁 – в сокращенном) будет означать как раз «дыхание; воздух».

В 1935 г. издательство «Чжунхуа» («中华书局» zhōnghuá shūjú) выпустило книгу о секретах боевых искусств монастыря Шаолинь («少林拳秘诀» shàolínquán mìjué), где также были использованы эти два иероглифа «氣» и «功» — как обобщенное обозначение для оздоровительных и вспомогательных тренировочных методов в рамках традиционных китайских боевых искусств. Об этих вспомогательных методах, не являющихся какими-то техническими действиями есть знаменитая поговорка ушу: «练拳不练功, 到老一场空», означающая: «Не используешь в кулачном искусстве вспомогательные наработки — до старости останешься пустым местом», и получатся впечатляющие, но непрактичные движения (т.н. «花架子» huājiàzi).

Но настоящую путевку в жизнь термин «цигун» получил только лишь в 1957 г., когда врач Лю Гуйчжень (刘贵珍, 1902-1983) издал свой эпохальный труд — «Практическую цигунотерапию» («气功疗法实践» qìgōng liáofǎ shíjiàn), где в рамках, принятых в китайских культуре и традиции, подробно разобрал содержание этого термина. Так как деятельность Лю Гуйчженя оказала огромное влияние на популяризацию цигун в КНР, рассмотрим немного подробнее его биографию. Лю Гуйчжень — «Практическая цигунотерапия»

В середине 50-х годов в провинции Хэбэй Лю Гуйчжэнь принимал активное участие в организации санаториев в Таншань (唐山 Tángshān) и в Бэйдайхэ (北戴河 Běidàihé), где активно внедрял свои методы лечения, такие как «цигун взращивания внутреннего» (内养功 nèiyǎnggōng), «укрепляющий цигун» (强壮功 qiángzhuànggōng), «оздоровительный цигун» (保健功 bǎojiàngōng).

В 1959 году в Бэйдайхэ состоялось Первое Всекитайское Совещание по обмену опытом в области цигун (气功经验交流会 qìgōngjīngyànjiāoliúhuì). Участники из 17 провинций познакомились с результатами лечения свыше 20 различных заболеваний, обменялись опытом и определились с дальнейшими путями развития оздоровительных методик цигун, очищенных от религиозных суеверий и феодальных пережитков; были определены цели по интеграции традиционных китайских знаний и западной научной мысли. И именно тогда термин «цигун» окончательно утвердился в качестве официального. С целью объединения научного подхода, западной медицины и китайских народных методик, была проведена большая работа по сбору, анализу и систематизации традиционных систем.

Для упрощения ориентирования в этом множестве разнородных методов и способов была проведена попытка обобщения и классификации традиционного наследия. Чтобы как-то структурировать и упорядочить все это многообразие методов и практик в рамках единого понятия, и тем самым уменьшить путаницу в головах занимающихся, была разработана специальная классификация. В итоге сперва было принято так называемое разделение на «четыре семьи» — медицинский цигун (医家 yījiā), даосский (道家 dàojiā), буддистский (佛家 fójiā) и используемый в боевых искусствах (武家 wǔjiā). Известная китайская нелюбовь к четверкам, вероятно, повлияла на последующее упрощение этой классификации, и теперь принято так:

а) оздоровительные методы, позволяющие помогать как себе, так и другим. Иногда подразделяют цигун на медицинский (когда лечишь других людей) и оздоровительный (когда решаешь свои проблемы со здоровьем).

б) религиозные, что вполне разумно, так как вышеупомянутые две религии — не единственные в стране как сейчас, так и в прежние исторические периоды. Например, есть еще и ислам, а у китайских мусульман есть свои методы цигун. Кроме того есть множество сохранившихся в народе анимистических верований. И там тоже есть чего интересного…

в) прикладной направленности, методы, которые используются в ушу, народном цирке и т.п События конца империи Цин также сопровождались и широким проникновением сведений о европейской культуре и технологиях, что способствовало и общепринятому китайскому подходу: заимствованию в различных областях знаний и культуры Запада. Для понимания масштабности и глубины охвата этого процесса можно упомянуть разработку лингвистических исследований китайского языка по образцу европейских. Например, первое фундаментальное исследование , систематизирующее китайскую грамматику, основано на системе описания грамматики …латыни, где Ма Цзячжун (马建忠 Mǎ Jiànzhōng, 1845–1900) фактически подогнал явления своего языка под существовавшие на тот момент европейские грамматические традиции.

Ма Цзячжун (马建忠 Mǎ Jiànzhōng, 1845–1900) и его книга
Таким же образом интерес к западной цивилизации неизбежно затронул и то, что мы сейчас знаем как «цигун». И методы, обобщенные сейчас под термином «цигун», начиная с того времени подверглись тесной интеграции с техниками психотерапии и аутотренинга, вероятно заимствованных в начале прошлого века из Западной психиатрии и психоанализа. Сравнительный анализ позволяет предположить, что скорее всего заимствование шло из методик Эмиля Куэ, Оскара Фогта, Йогана Щульца и других.

Эмиль Куэ (Émile Coué 1857—1926) открыл в Нанси клинику психотерапии, где использовал метод лечения больных путем сознательного самовнушения. Считая человеческое воображение основой любого заболевания, он предлагал пациентам своей клиники позитивные ментальные формулы, направленные на улучшение здоровья. Кроме того, работая в качестве аптекаря, Куэ открыл эффект плацебо.

Идеи Куэ, в свою очередь, оказали непосредственное влияние на создателя метода аутогенной тренировки – немецкого психиатра и психотерапевта Иоганнеса Генриха Шульца (Johannes Heinrich Schultz, 1884 —1970). Как и многие его коллеги-современники, включая Фрейда, Шульц, невропатолог по образованию, увлекался гипнозом. Он несколько лет практиковал гипноз для лечения больных, но затем обнаружил, что самогипноз, который применяли некоторые пациенты, работает намного лучше его методики, выдержанной в соответствии со всеми канонами того времени. Шульц решил исследовать этот вопрос и в 1932-м объединил наблюдения в труд под названием «Аутогенная тренировка».

«Аутогенная тренировка» Шульца

В итоге представителям прогрессивной китайской интеллигенции удалось сделать то, что не удавалось сделать ни монголам, ни маньчжурам — превратить ушу и цигун в общенародную и общедоступную оздоровительную физкультуру. Неизвестно, следовали ли они общему поветрию в мире на популяризацию физкультуры и здорового образа жизни в начале ХХ века, либо они были гениальными государственниками, стремящимися сплотить страну под лозунгом «здоровье нации – сила государства», и одновременно обеспечить страховку новому строящемуся обществу от опасностей, которые в прошлом исходили от носителей традиции боевых искусств.

Однако существует мнение, что одной из причин подмены «методик старой школы» в то время явилось и то, что эти старые нэйдань и нэйгун делали человека несколько… асоциальным и независимым от общества и нужд государства. А что нужно »’толковому» государственнику? Чтоб гражданин долго жил, был здоров, чтобы мог эффективно работать и создавать материальные блага, платить налоги, да нарожать последующие поколения лояльных граждан. Думаете просто так мудрый Дэн Сяопин (邓小平 dèng xiǎopíng, 1904-1997) сказал «Тайцзицюань — это хорошо», и вся страна мигом взяла под козырек?..

Дэн Сяопин (邓小平 dèng xiǎopíng, 1904-1997) : «Тайцзицюань — это хорошо»
Вот и цигун после окончания Культурной Революции получил второе рождение. Министерству Здравоохранения был предоставлен внушительный доклад, в котором говорилось, что цигун может излечивать множество болезней, и вновь предлагалось использовать методы лечения, сочетая цигун и западную медицину. И в настоящий момент методы цигун активно распространяются, охватывая все больше и больше желающих избавиться от болезней или просто укрепить свое здоровье. По мнению китайского исследователя Чжан Циня (张勤 zhāng qín) из 1-ой больницы при Южном Медицинском Университете (南医大一附院 nán yī dàyīfùyuàn), в настоящее время в Поднебесной практикуется более трех с половиной тысяч направлений цигун!

В завершении хочется отметить, что все реформы и преобразования старых систем происходили с целью обратить их на благо населения и государства. Изначальные же цели даоинь, нэйгун и других практик были либо отодвинуты на задний план, либо подменены новыми. Как следствие, большинство преподаваемых в наше время методов цигун представляет собой оздоровительные физкультурно-дыхательные упражнения, разработанные или переработанные уже в ХХ веке. Они в большинстве своем полезны для здоровья обычного человека, но, как правило, не соответствуют той идее, что ставили перед собой древние традиционные систем Моисеев Дмитрий Борисович, СПб” (см. на фэйсбуке Юрий Гурин — статья Моисеева Дмитрия Борисовича “Секреты старого Китая. О китайской дыхательной гимнастике «цигун» или как в ХХ веке появился этот термин”)

На сегодняшний день термином цигун огбозначают огромное число различных практик и тренировочных систем, как современных, так традиционных. Однако существуют государственные программы лечебно-терапветического, физкультурно-оздоровительного, спортивно-оздоровительного и геронтологического направлений. Прогамма включает в себя определенный набор упражнений, комплексов и методов, предназначенных для решения конкретных задач. При этом упор делается на материальную научно-медицинскую основу. Поэтому в программах по цигун нет медитации, как таковой. Все направления и стили цигун объединяет специфическое нижне-брюшное дыхание, что и послужило основанием для самого названия этой системы. На самом деле в лечебно-оздоровительную и геронтологическую практики цигун входят три типа гимнастик и их комбинации. Это:

Сухожильная гимнастика – статические и статико-динамические упражнения и комплексы на укрепление мышц, связок, сухожилий. Пример сухожильных комплексов: “Игра пяти животных Хуа То”, комплекс “Восемь кусков парчи”, “Столбовое стояние”, гимнастика До Ин.
Суставная гимнастика – динамические и статико-динамические упражнения и комплексы на развитие гибкости и подвижности суставов и позвоночника. Пример суставных комплексов: “тяньчжушаньский цигун 21 форма”, гимнастика тайцзи-цюань стиль Ян.
Дыхательная гимнастика – статические и динамичческие упражнения и комплексы с нижне-брюшным дыханием. Пример дыхательных упражнений: шесть способов дыхания в Шаолиньской традиции (Дэ Чань “Дыхательная гинмастика Ци Гун в Шаолиньской традиции” перевод Виногородский), комплекс тайцзи-цигун, гимнастика тайцзицюань стиль Ян.
Комбинированная гимнастика. Пример: гимнастика тайцзицюань, гимнастика багучажан, синъицюань. Это внутренние стили китайских Би на сегодняшний день трансформированные в сопртивно-оздоровительную гимнастику.

вернуться назад
Задать вопрос
* Поля, отмеченные звездочкой, обязательны к заполнению